Главная » ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ » Нормы пожарной безопасности » Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
НПБ 188-2000
Дата введения в действие 1 июня 2000 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, А.М. Петров, Л.С. Черткова).
Внесены и подготовлены к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Косых, А.И. Жук).
Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 13 июня 2000 г. № 31.
Вводятся впервые.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1. Настоящие нормы распространяются на пожарные автолестницы (далее – АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2. Настоящие нормы должны применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Данные нормы пожарной безопасности должны входить в перечень обязательных для исполнения нормативных документов при установлении лицензионных требований и условий для выдачи лицензий на производство, проведение испытаний и поставки пожарной техники.
II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
4. Нормативные документы, использованные в настоящих нормах пожарной безопасности, указаны в справочном приложении 1.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
5. В настоящих НПБ применяют следующие термины с соответствующими определениями:
5.1. Высота подъема (Н)* – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
5.2. Вылет (В)* – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (до внешнего края пола люльки).
____________
* См. справочное приложение 2.
5.3. Время маневра – промежуток времени с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
5.4. Грузоподъемность – масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ для данного вылета.
5.5. Коэффициент грузовой устойчивости – отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
5.6. Коэффициент поперечной статической устойчивости – отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
5.7. Ширина опорного контура – расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
5.8. Базовое шасси – шасси автомобиля, на котором производится монтаж стрелы АЛ.
5.9. Полная масса – масса АЛ с боевым расчетом и водителем, в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом.
5.10. Прогиб стрелы – разность высот расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой – разность высот расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
5.11. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ – зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
5.12. Аварийный привод – система устройств, предназначенных для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного привода механизмов.
5.13. Счетчик моточасов – устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
5.14. Угол подъема стрелы – угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ.
5.15. Конструкционная прочность – способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
5.16. Устойчивость при движении – способность АЛ обеспечивать безопасность движения на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.
5.17. Пульт управления (ПУ) – устройство, обеспечивающее управление стрелой (люлькой) и контроль за положением и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ.
5.18. Поперечный угол наклона – угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ.
5.19. Дополнительный пульт управления – пульт управления, расположенный в люльке.
5.20. Люлька – устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
5.21. Лифтовая система (лифт) – устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки при неподвижной стреле.
5.22. Подъемно-поворотное основание – устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
5.23. Одновременный маневр – одновременное выполнение стрелой АЛ двух и более маневров (движений).
5.24. Ловитель лифтовой системы – устройство, предотвращающее падение лифта при обрыве или ослаблении тягового каната.
5.25. Ограничитель грузоподъемности – устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
5.26. Ограничитель лобового удара – устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
5.27. Выносные опоры – устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
5.28. Длина лестницы (стрелы) – расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
5.29. Статические испытания – испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.30. Динамические испытания – испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.31. Система блокировки упругой подвески автомобиля – устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
IV. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОЛЕСТНИЦ
6. Исполнения автолестниц в зависимости от вида дополнительного навесного оборудования должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
| 
 № п/п  | 
 Исполнение  | 
 Вид дополнительного навесного оборудования  | 
| 
 1  | 
 (рисунок 3.1)*  | 
 Автолестница без дополнительного навесного оборудования  | 
| 
 2  | 
 (рисунок 3.2)*  | 
 Автолестница, оборудованная люлькой на вершине стрелы (съемной или стационарной)  | 
| 
 3  | 
 (рисунок 3.3)*  | 
 Автолестница, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице  | 
| 
 4  | 
 (рисунок 3.4)*  | 
 Автолестница, оборудованная люлькой на вершине (съемной или стационарной) и лифтом, движущимся по лестнице  | 
__________
* См. справочное приложение 3.
6.1. Основные параметры автолестниц приведены в таблице 2.
Таблица 2
| 
 №  | 
 Наименование параметра  | 
 Значения параметра в зависимости от исполнения  | 
| 
 п/п  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
 2, 3, 4  | 
 2, 3, 4  | 
|
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
 7  | 
 8  | 
 9  | 
 10  | 
 11  | 
| 
 1  | 
 Максимальная рабочая высота подъема (стрела полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м  | 
 10...13  | 
 16...19  | 
 22...25  | 
 28...31  | 
 37...40  | 
 49...52  | 
| 
 2  | 
 Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кг, не менее  | 
 160  | 
 160  | 
 260  | 
 160  | 
 260  | 
 160  | 
 300  | 
 300  | 
 300  | 
| 
 3  | 
 Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее  | 
 0,5  | 
 0,7  | 
 1  | 
 0,7  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 4  | 
 Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее  | 
 160  | 
 160  | 
 160  | 
 160  | 
 220  | 
 280  | 
| 
 5  | 
 Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее  | 
 300  | 
 320  | 
 480  | 
 400  | 
 560  | 
 560  | 
 640  | 
 640  | 
 720  | 
| 
 6  | 
 Грузоподъемность люльки и/или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее  | 
 -  | 
 - 180  | 
 - 180  | 
 - 200  | 
 200  | 
 200  | 
| 
 7  | 
 Минимальный угол подъема стрелы, при котором возможен ее поворот на 360°, град, не более  | 
 10  | 
| 
 8  | 
 Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее  | 
 360  | 
| 
 9  | 
 Максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно-поворотного основания, м, не менее:  | 
|||||||||
| 
 с максимальной нагрузкой на вершине  | 
 6  | 
 10  | 
 12  | 
 12  | 
 14  | 
 16  | 
 18  | 
 18  | 
 18  | 
| 
 без нагрузки на вершине  | 
 10  | 
 14  | 
 18  | 
 20  | 
 20  | 
 20  | 
| 
 10  | 
 Минимальный вылет стрелы при ее максимальной длине, м  | 
 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс:  | 
| 
 4 ±1  | 
 4 ±1  | 
 4 ±1  | 
 5±1  | 
 5±1  | 
 5±1  | 
| 
 11  | 
 Максимальная ширина опорного контура, м, не более  | 
 3,0  | 
 3,2  | 
 3,2  | 
 3,5  | 
 3,5  | 
 4,5  | 
 5,0  | 
 5,5  | 
| 
 12  | 
 Время установки на выносные опоры, с, не более  | 
 35  | 
 40  | 
 45  | 
 50  | 
 55  | 
 60  | 
| 
 13  | 
 Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более:  | 
||||||
| 
 13.1  | 
 при подъеме от минимального угла до максимального  | 
 30  | 
 35  | 
 40  | 
 45  | 
 50  | 
 55  | 
| 
 13.2  | 
 опускании от максимального угла до минимального  |