Главная » ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ » Нормы пожарной безопасности » Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний и т.д.
НПБ 192-2000
Дата введения 01.12.2000 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны” (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Г. Грущинский, С.П. Ерохин, Ю.Г. Улогов) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС МВД России) (М.И. Кондауров).
Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.
Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. № 51.
Вводятся впервые.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения (далее АСО), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах.
1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АСО, а также при сертификации в Системе сертификации пожарной безопасности.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих НПБ применены следующие термины с соответствующими определениями
2.1. Автомобиль связи и освещения (далее - АСО) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования.
АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.
2.2. Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля, независимостью от технологии его изготовления и служащий для определения числовых значений других основных параметров.
2.3. Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.
2.4. Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.
2.5. Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.
2.6. Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатное место выхода.
2.7. Электросиловая установка (далее - ЭСУ) - совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.
2.8. Основной источник питания - это электроагрегат, в котором электрическая энергия производится с помощью двигателя внутреннего сгорания.
2.9. Внешний источник питания - это дополнительный источник питания с характеристиками по частоте и напряжению, аналогичными основному источнику питания.
2.10. Изолированная нейтраль - нейтраль генератора или трансформатора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы регулирования, измерения, защиты, сигнализации и другие аппараты, имеющие большое сопротивление.
2.11. Защитное отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое выключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током.
2.12. Электромагнитная совместимость - это способность радиоэлектронных средств (далее - РЭС) одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них помех.
2.13. Помехозащищенность - способность РЭС противостоять мешающему действию определенных помех.
2.14. Индустриальная помеха - помеха, создаваемая электрическими машинами, приборами или другими электроустройствами.
2.15. Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного автомобиля связи и освещения, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств связи и освещения и пожарно-технического вооружения (ПТВ).
2.16. Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АСО и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.
2.17. Стационарная радиостанция - это радиостанция, предназначенная для работы на стационарных объектах связи.
2.18. Возимая радиостанция - это радиостанция, предназначенная для установки на подвижных объектах и обеспечения связи во время движения и во время остановок.
2.19. Носимая радиостанция - это радиостанция, имеющая собственный источник питания и приспособленная для работы при переноске.
2.20. Портативная радиостанция - носимая радиостанция массой не более 1 кг.
2.21. Симплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны попеременно в каждом из двух направлений на одной или двух различных частотах при автоматическом или ручном переключении режимов прием - передача.
2.22. Дуплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны одновременно в обоих направлениях на двух различных частотах.
2.23. Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении 1.
3. ОБОЗНАЧЕНИЕ
3.1. Обозначение пожарного автомобиля связи и освещения должно иметь следующую структуру:
| 
 АСО  | 
 XX  | 
 (ХХХХ)  | 
 мод.  | 
 ХХА  | 
 XX-  | 
 X  | 
| 
 Тип СПА - АСО  | 
| 
 Главный параметр АСО  | 
| 
 Индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности  | 
| 
 Обозначение модели АСО в системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и т. д.)  | 
| 
 Две прописные буквы, указывающие название населенного пункта предприятия-изготовителя  | 
| 
 Обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ)  | 
3.2. В качестве главного параметра АСО берется значение мощности основного источника питания (кВт).
3.3. Примеры условных обозначений.
Пример 1: АСО-12(66)-90Б XX.
Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 12 кВт, на шасси ГАЗ-66, модели 90-Б, XX.
Пример 2: АСО-20(3205) XXX ЮСЯИ240 ТУ.
Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 20 кВт, на шасси ПАЗ-3205, изготовленный в соответствии с ЮСЯИ240.00.00.000ТУ.
4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
4.1. В настоящих нормах устанавливаются значения главного и основных параметров, а также общие технические требования к АСО в соответствии с разделом 1.
4.2. Главный параметр АСО следует выбирать из значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
| 
 Главный параметр  | 
 Значение  | 
| 
 Номинальная мощность источника питания, кВт  | 
 6; 8; 16; 20; 30; 60  | 
4.3. Значения главного параметра АСО, не представленные в таблице 1, устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.
4.4. ОСНОВНЫЕ параметры АСО в соответствии с номенклатурой показателей назначения и безопасности, а также характеризуемые ими свойства приведены в таблице 2.
Таблица 2
| 
 Наименование показателя  | 
 Обозначение показателя  | 
 Наименование характеризуемого свойстве  | 
|
| 
 Полная масса, кг  | 
 Мп  | 
 Материалоемкость  | 
|
| 
 Мощность двигателя шасси, кВт (л.с.)  | 
 Nд  | 
 Тягово-скоростные возможности  | 
|
| 
 Мощность основного источника питания, кВт  | 
 Nг  | 
 Энерговооруженность  | 
|
| 
 Наличие защитно-отключающих устройств, приборов контроля изоляции, заземления  | 
 -  | 
 Электробезопасность  | 
|
| 
 Число мест боевого расчета (включая место водителя)  | 
 Пбр  | 
 Возможность организации оперативного штаба пожаротушения  | 
|
| 
 Количество стационарных радиостанций, шт.  | 
 nс.р.с.  | 
 Обеспеченность каналами оперативной связи  | 
|
| 
 Выходная мощность передатчика, Вт  | 
 Nc.p.c  | 
 То же  | 
|
| 
 Дальность связи с однотипными радиостанциями, км  | 
 Sc.p.c.  | 
 То же  | 
|
| 
 Количество носимых радиостанций, шт.  | 
 nн.р.с.  | 
 То же  | 
|
| 
 Выходная мощность, Вт  | 
 Nн.p.c.  | 
 То же  | 
|
| 
 Дальность связи, км  | 
 Sн.p.c.  | 
 То же  | 
|
| 
 Мощность громкоговорящей установки, Вт  | 
 Nr.г.у.  | 
 Звукофикация боевых участков  | 
|
| 
 Мощность стационарного громкоговорителя, Вт  | 
 Nг.г.c.  | 
 То же  | 
|
| 
 Выходная мощность выносного громкоговорителя, Вт  | 
 Nг.г.в.  | 
 То же  | 
|
| 
 Количество стационарных прожекторов, шт.  | 
 nп.с.  | 
 Уровень освещенности  | 
|
| 
 Количество переносных прожекторов, шт.  | 
 nп.п.  | 
 То же  | 
|
| 
 Мощность прожектора, кВт  | 
 Nп.p.  | 
 То же  | 
|
| 
 Высота подъема осветительной мачты стационарными прожекторами от поверхности земли, м  | 
 Нм  | 
 Тактические возможности  | 
|
| 
 Тип привода мачты  | 
 -  | 
 Уровень механизации  | 
|
| 
 Способ ориентации прожекторов на мачте  | 
 -  | 
 То же  | 
|
| 
 Угол поворота прожекторов на мачте:  | 
|||
| 
 а) в горизонтальной плоскости, град  | 
 aг  | 
 Тактические  | 
|
| 
 б) в вертикальной плоскости, град  | 
 aв  | 
 возможности  | 
|
| 
 Количество телефонных аппаратов системы МБ, шт.  | 
 nт.м.б.  | 
 Уровень телефонизации  | 
|
| 
 Количество телефонных аппаратов системы ЦБ, шт.  | 
 nт.ц.6.  | 
 Уровень телефонизации  | 
|
| 
 Наличие средств вычислительной техники  | 
 -  | 
 Уровень оперативности  | 
|
| 
 Электромагнитная совместимость  | 
 -  | 
 Способность устойчивого функционирования РЭС в заданной электромагнитной обстановке  | 
|
| 
 Помехозащищенность  | 
 -  | 
 Совершенство конструкции  | 
|
| 
 Коэффициент поперечной устойчивости  | 
 Ку.с.  | 
 Устойчивость  | 
|
| 
 Дорожный просвет, мм  | 
 a  | 
 Проходимость  | 
|
| 
 Угол свеса, град:  | 
|||
| 
 передний  | 
 aп  | 
 То же  | 
|
| 
 задний  | 
 aз  | 
||
| 
 Наименьший радиус поворота автомобиля, м  | 
 г  | 
 То же  | 
|
5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Общие требования
5.1.1. Число мест для боевого расчета АСО, включая водителя, - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель.
5.1.2. Полная масса АСО и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки по бортам не должны отличатьс